Детская беспризорность: методы борьбы и причины появления

Детская беспризорность – социальное явление, достигшее грандиозного размаха во втором десятилетии ХХ века в России. Это страшное наследство, доставшееся молодой Советской республике от разрушенной войнами и революциями Российской империи. Её пиком принято считать 20-е годы. За время её ликвидации был накоплен беспрецедентно колоссальный опыт решения проблем, связанных с ликвидацией беспризорности.

детская беспризорность

Причины появления беспризорности в начале ХХ века в России

Не секрет, что это социальное явление в период войн, смут резко возрастает. Известны и причины детской беспризорности . В первую очередь, это гибель родителей, распад семейных и общественных связей. Трагические события  начала ХХ века, выпавшие на долю России, принесли большие людские потери, голод, разложение общественных институтов.

Русско-японская война 1904-19055 годов, революция 1905 года, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции и последовавшая за ними Гражданская война, привели к развалу экономики, сельского хозяйства, колоссальным людским потерям.

В стране господствовала разруха. Стояли фабрики и заводы, пустовала необработанная земля. Свирепствовали эпидемии туберкулёза, холеры и тифа, уносящие тысячи людей. Миллионы детей, лишившиеся родителей и крова, очутились на улице.

Мальчишки и девчонки разных возрастов оказались никому не нужными, озлобленными  на весь мир, страдающими от голода, холода, болезней. В числе беспризорников-сирот часто можно было встретить и детей, которые имели хотя бы одного из родителей или родственников.

Тяжёлое и голодное время, безработица и многие лишения, выпавшие жителям России, способствовали распаду семейных связей. Результатом этого стали дети, которые были предоставлены сами себе. Что бы выжить на улице, беспризорники сбивались в группы, шайки, промышляющие воровством и даже грабежом,  разбоем.

Среди них были ребята из разных сословий, но преимущественно это были дети рабочих и крестьян. Они представляли для общества определённую угрозу – со временем пополнить ряды уголовников. Страна, потерявшая в годы лихолетья огромное количество людей, могла недополучить в мирное время миллионы законопослушных и трудоспособных граждан.

беспризорность и детская преступность

Детская беспризорность как политический вопрос

Поэтому этот вопрос переставал быть социальным, становясь политическим. После окончания Гражданской войны молодое Советское государство бросило все силы на решение этой проблемы. Она становилась наиважнейшей и была под контролем у В.И. Ленина.

В 1920 году был создан Совет по защите детей, который возглавил Нарком просвещения А. Луначарский.  В 1921 году создаётся «Деткомиссия ВЦИК» под руководством Ф.Э. Дзержинского.   

На борьбу с детской беспризорностью государство бросило значительные силы, так как было понятно, что дети —  это будущее страны. Органы народного образования, где были созданы специальные отделы, занимающиеся этим вопросом, профсоюзы, комсомол и парторганизации, милиция, органы ГПУ — все эти ведомства приняли самое активное участие в искоренении детской беспризорности.

причины детской беспризорности

Дети сироты в Российской империи

Проблемы сиротства существуют во всех странах. В развитых странах их решают на государственном уровне. Они относятся к социальной сфере. Значительное участие в этом принимают религиозные, благотворительные организации, но основополагающая роль в этом принадлежит государству.

В патриархальной России сиротами занимались сельские общины, которые просуществовали вплоть до начала ХХ века. Сельское общество старалось пристроить детей-сирот к родственникам или назначить опекуна, который бы решал большинство насущных вопросов ребёнка, жизнь которого,  конечно же, «сладкой» не назовёшь, но крыша над головой и миска похлёбки всегда у сироты были.

В городе пристроить детей было не так просто.  Тех, кто постарше, как правило, отдавали  на содержание и обучение ремесленникам – сапожникам, скорнякам, ткачам. Если это был подросток, его пристраивали на работу на завод или фабрику. Малолетних детей отдавали в сиротские дома, которые существовали ещё при Иване Грозном.  

При Петре I открывались приюты, в которых жили сироты, подкинутые или незаконнорождённые дети. Они содержались за счёт государственной казны. Воспитанников приписывали к суконным или другим мануфактурам. Так же детей отдавали в приёмные семьи. С 12 лет мальчиков-сирот принимали юнгами на флот. Государство старалось не бросать детей на произвол судьбы.

К 1917 году в России насчитывалось около 540 детских приютов, находящихся в ведении духовных и военных ведомств, а так же Министерства внутренних дел. Большое участие в содержании детей-сирот оказывали благотворительные фонды и организации.

Многие приюты содержали себя сами, открывая небольшие производства, на которых работали и воспитанники. История показывает, что никогда в России детская беспризорность не достигала таких размеров, как в 20-х годах ХХ века.

Даже после Отечественной войны 1812 года не было такого количества сирот. Хочется сказать, что сразу же после изгнания наполеоновских войск содержание детей в приютах сильно ухудшилось. Во время правления императора Александра I смертность среди воспитанников сиротских домов достигала 75%.

Кроме государственных приютов были и церковные, которые существовали при монастырях. Здесь детей обучали грамоте и приучали к труду. Монастырям из государственной казны платили за содержание сирот не малые суммы. Дети, хоть и не получали родительской ласки и внимания, но были сыты, жили в тепле и обучались какому-то ремеслу.

ликвидация детской беспризорности

Детская беспризорность в Советской России и способы её ликвидации

Совсем другая ситуация с детьми-сиротами сложилась на начало 20-х годов ХХ века. Невиданное количество (более 4 миллионов) голодных, оборванных, озлобленных, нередко больных и никому не нужных детей создавали опасную ситуацию.

Оказавшись на улице, они выживали как могли. Нередко их «учителями» и «наставниками» были не лучшие представители человеческого общества. Среди них процветали воровство и проституция, как способ выжить. Со временем они могли пополнить ряды преступного мира.

Прекрасно осознавая это, Феликс Эдмундович Дзержинский приложил максимум усилий для ликвидации детской беспризорности. Так как большая часть ребят находилась в городах, были подключены органы МВД и ГПУ, которые проводили облавы в местах их концентрации.

По всей стране открывались детские приёмники-распределители, куда сотрудниками милиции, ГПУ доставлялись беспризорные дети. Привыкшие к вольной жизни, а зачастую и не знающие иной, беспризорники отчаянно сопротивлялись, прятались, старались убежать от сотрудников уполномоченных органов. После того, как их доставляли в милицию, они подлежали регистрации.

Сделать это было нелегко, так как нередко ребята не знали своих имен и фамилий. Им давали новые. После регистрации ребят отправляли в приёмно-распределительные пункты, где их мыли, кормили, одевали, обували, обследовали, разделяли в отряды по возрасту. Только после этого распределяли в учебно-воспитательные учреждения.

Больных детей отправляли на лечение. После того, как ребёнок прошёл его, он возвращался в детский дом, где начиналась совершенно иная жизнь. Ребята проходили реабилитацию и постепенно адаптировались в нормальную человеческую среду, в них восстанавливали уверенность, что они нужны стране и не одиноки.

Их учили, давали профессию, так как над большей частью таких заведений брали шефство коллективы заводов и фабрик. Подавляющее большинство бывших беспризорников вступали во взрослую жизнь, крепко «стояли на ногах», так как имели профессию и шли работать на подшефные предприятия.

Перед ними были открыты двери техникумов, институтов и университетов. Таким образом, Советская страна воспитывала свои квалифицированные  кадры. Через 15 лет после своего образования Советское государство отказалось от иностранных специалистов.

борьба с детской беспризорностью в россии

Детская беспризорность и методы воспитания

Разительно отличались сиротские приюты дореволюционной России от социальных учреждений Советской России. Основными целями первых было накормить и дать крышу над головой сиротам. В детских учреждениях СССР, кроме этого, наиважнейшей целью было сформировать достойных членов общества.

Детские заведения были разными по форме. Больше всего было детских домов. Только на 1922 год их насчитывалось 3971. Здесь жили дети, у которых не осталось ни родителей, ни родных.

Ребята, у которых сохранились родственники: бабушки, дедушки, тёти, дяди, содержались в интернатах. На каникулах они могли гостить у родственников.

В городах появились воспитательные трудовые школы, коммуны. Продолжали действовать детские приюты, в которые попадали дети дошкольного возраста.

Чаше всего беспризорность и детская преступность были одним целым. Голод толкал ребят на воровство. Из этой «школы жизни» нередко вырастали закоренелые преступники. Для таких  детей создавались детские колонии, где главным принципом было не наказание, а перевоспитание.

Здесь они учились, работали. Отличный пример такого заведения показан  в фильме «Республика ШКИД», снятого по одноименной автобиографической повести  Г. Белых и Л. Пантелеева, которые в детстве были беспризорниками.

Талантливые педагоги, к числу которых можно отнести Антона Макаренко, создали уникальную, признанную мировой наукой, систему перевоспитания бывших беспризорников. Его методы вошли в сокровищницу мировой педагогики.

Миллионы мальчишек и девчонок получили путёвку в жизнь, стали квалифицированными рабочими, инженерами, учителями, врачами, выдающимися учёными и военными. Это был беспрецедентный в истории опыт по перевоспитанию малолетних правонарушителей.

Можно назвать множество имен бывших беспризорников. Это писатели Л. Пантелеев, И. Ефремов, академики Дубинин, Арцимович, Кочергин, Чарыев, народная артистка СССР С. Гордиевская и многие другие.

Проблемы

Не всё складывалось гладко. В стране была полная разруха, предприятия стали только восстанавливаться, не хватало средств на решение насущных проблем страны. Не было достаточного количества продовольствия, мануфактуры, лекарств, товаров первой необходимости.

Государству содержать такое огромное количество специальных заведений для сирот в сложившихся условиях было крайне тяжело. Приходилось передавать их на содержание местных властей, где средств было ещё меньше. Поэтому состояние детских учреждений оставляло желать лучшего.

Не хватало квалифицированных воспитателей, учителей. Кроме беспризорности главным бедствием была безграмотность. К 1917 году общая грамотность в европейской части России едва достигала 45%. Остальное население не могло даже читать. Поэтому главной отличительной особенностью социальных детских учреждений в СССР было обязательное 7 классное образование воспитанников.

Но положение Советского государства невероятными усилиями стабилизировалось. Жизнь населения входила в мирное русло. Детей сирот с каждым годом становилось меньше. Предпринятые меры постепенно стали приносить свои плоды.

Институт патроната

Сразу после революции 1917 г. об институте патроната (попечения, покровительства) не вспоминали, т.к. коллектив пользовался приоритетом над семьёй. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление, которое устанавливало порядок передачи детей из детских домов в приёмные семьи.

Это делалось на возмездной основе. Средства на содержание выделялись местными Советами. Контроль за приемными семьями осуществлялся общественными организациями и органами местной власти.

Чтобы заинтересовать крестьян брать беспризорных детей в свои семьи, на каждого ребёнка им выдавался дополнительный земельный надел и денежное пособие. Крестьяне охотно шли на этот шаг, но подходили к детям с точки зрения эксплуататоров, принимая ребёнка, как вспомогательную рабочую силу.

Поэтому большое количество бывших беспризорников бежало от своих приёмных родителей, предпочитая детский дом тяжелому труду. Как правило, в семьях крестьян оставались бывшие деревенские дети, которые помнили о жизни в своих семьях. Многих детей забрали от крестьян по причине того, что они не посещали школу.

Беспризорники отдавались в семьи кустарей-ремесленников, которым выплачивалось пособие. Они должны были содержать детей и обучать какой-либо специальности, при условии обязательного посещения школы. Применение патроната позволило разгрузить переполненные детские учреждения и сократить их количество.

Правовые моменты

Одним из пунктов преткновения стал вопрос отождествления законом малолетних преступников и взрослых уголовников, что делали суды до революции. Хотя в начале века делались попытки отделить малолетних правонарушителей от взрослых преступников, даже вводились «детские суды», но на законодательном уровне этот вопрос не был решен.

Поэтому были внесены поправки в Уголовный кодекс, который признавал несовершеннолетие, как смягчающее обстоятельство. Судами к малолеткам чаще всего применялось условное осуждение, строгое наказание заменялось мерами воспитания.

Малолетние правонарушители и взрослые преступники теперь не содержались вместе, чтобы исключить негативное влияние на подростков. Были созданы специальные детские колонии. Они были строго режимными интернатами, с обязательным обучением и трудовой деятельностью. В городах существовали трудовые дома. В сельской местности трудовые колонии.

ликвидация детской беспризорности

Победа над беспризорностью

В 1930 году официально было объявлено о том, что с массовой беспризорностью было покончено. Да это было действительно так. Основная масса ребят была распределена, но много детей всё ещё оставались на улице.

В постановлении от 31.05.1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» указывалось, что работу с этой категорией ребят необходимо было продолжать. За 15 лет появились новые беспризорники, точнее безнадзорные дети, которые имели родителей и родственников.

Это дети из неблагополучных семей. Они были и раньше, но большей частью беспризорники – это дети, лишившиеся родителей или потерявшиеся в военные годы. Поэтому в конце 30-х годов делался упор на профилактическую работу в семьях, с целью сокращения безнадзорных детей.

Сироты Великой Отечественной Войны

Страна Советов прожила в мире 21 год. За это время были решены многие социальные вопросы. Ликвидирована неграмотность, беспризорность, всё население получало бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное обязательное семилетнее и профессиональное образование. Успешно закончившие 7 классов школы ребята бесплатно получали среднее и высшее образование.

Но 22.06.1941 года гитлеровская Германия напала на СССР. Новая страшная война привела к появлению беспризорных детей, большая часть которых лишилась родителей. Если в тылу беспризорность удавалось сдерживать, то на оккупированных территориях дети сироты никого не интересовали. По мере продвижения Советской армии на запад беспризорники распространялись по всей территории страны, оседая большей частью в городах.

Но у Советского государства был бесценный опыт по борьбе с беспризорностью, наработанный в 20-30-х годах, была база – детские дома, интернаты, профессиональные педагоги. К концу войны было открыто 120 новых детских домов, над которыми брали шефство профсоюзы предприятий, колхозы, совхозы, милиция. Детей принимали и семьи. Общая беда сблизила людей. Опека была оформлена на 270 тысяч детей.

С 1943 года по всей стране стали открывать суворовские, нахимовские, ремесленные училища, в которых дети содержались полностью за счёт государства на усиленном пайке. Военные патрули забирали с улицы детей и доставляли их в комендатуру, милицию. Оттуда распределяли по детским учреждениям.

Практически ни один ребёнок не оставался брошенным. В нахимовских и суворовских училищах мечтали учиться многие мальчишки из полных семей.

Небольшое отступление

Хочется отметить, что в 20-30 годах в детских колониях проводилась насильственная социализация детей, их декриминализация, приучение к нормальной жизни. Ребят учили адаптироваться в обществе из которого они были вычеркнуты.

Именно колонии Макаренко спасли миллионы ребят, заставив их понять и принять простую вещь, что работать честно лучше и выгоднее, чем быть преступником.

Сегодня можно прочитать о бесчеловечности ГПУшников, милиционеров, которые вылавливали по всей стране беспризорников. Хочется согласиться, что это дико, но другого выхода не было.

Как бы плохо не жилось беспризорным ребятам на улице, уговорами заманить их в детские дома не удалось бы. Потому, что они в окружающих людях видели своих врагов, которые за украденный кусок хлеба могут жестоко избить и даже убить. В поведении такого ребёнка огромную роль играл инстинкт выживания любым путем. Он понимал, что он никому не нужен. Поэтому всех, кто не с ним, он воспринимал, как врагов.

Необходимы были кардинальные меры, такие как насильственная социализация и адаптация в общество в соответствии с государственными программами. То есть от имени государства. Никакие благотворительные, фонды, кроме государства, не могут решить все вопросы, связанные с беспризорностью.

В противном случае, те, кто выживут попадут под влияние ОПГ, других радикальных организации, пополнят ряды банд, подпольных барделей. Будут разносчикам инфекиций и реальной угрозой обществу.

Сегодня маскируют проблему и говорят о том, что у нас нет беспризорности. Стыдливо прикрывают её другими терминами: «ребёнок попавший в трудную жизненную ситуацию», «безнадзорный», «социальный сирота».

Критиканов Советского государства сегодня огромное количество. Конечно лучше смотреть на все проблемы со стороны, как это делают отдельные писаки. Со злобой выискивать в прошлом не положительный опыт, признаный педагорической наукой во всём мире, а нечто «ужасное», чтобы очернить наше прошлое.

Лихие 90-е годы

За 45 лет после окончания Великой Отечественной войны беспризорность исчезла полностью. Для советских мальчишек она существовала в остросюжетных книгах и фильмах, такие как «Республика Шкид», «Армия трясогузки», «Флаги на башнях» и других. Но после развала Советского Союза на улицах больших городов вновь появились бездомные мальчишки и девчонки.

Особенно много их было в районах вокзалов, метро, стройках, домах, предназначенных к сносу. Это «ельциновские беспризорники», появившиеся после развала Союза. Тяжелейший стресс пришлось пережить гражданам страны, которая превратилась в один огромный базар.

Закрывались заводы и фабрики. Если какие предприятия и работали, то зарплату не платили годами или выдавали товарами (бартер), которые сами же и выпускали.

Жители провинции потянулись в Москву на заработки, рушились семьи. Сколько за 90-е и нулевые годы пропало, спилось, умерло от стресса, безысходности и наркотиков людей никто и не считал. Эти позорные факты предпочитают замалчивать.

Приватизация жилья породила и черных риэлторов, которые оставили без жилья тысячи людей. В это лихолетье на улицах появились бездомные и беспризорные дети. Сколько их было и сколько из них погибло никто никогда не считал.

Конечно же беспризорники — это позор для страны. Сегодня принято считать, что этой категории детей у нас нет. Но это только слова. Они существуют в большом количестве.

Сегодня беспризорников не встретишь в метро, на вокзалах или на улицах городов, но это не значит, что их нет. Они обитают в подвалах, заброшенных домах, гаражах, Понимая, что в столице их ловят, они уходят в ближайшее Подмосковье, областные центры страны.

Что они существуют говорит тот факт, что в Москве и ближнем Подмосковье существуют более 30 приёмников распределителей, реабилитационных центров, в которые привозят и привозят беспризорных детей. Они работают под завязку.

Сегодня детские дома обеспечены всем необходимым, государство развивает патронат, выделяя на это огромные суммы. Но проблема эта решается однобоко. В настоящее время основными причинами появления беспризорности является бедность населения, отсутствие доступного жилья и рабочих мест в регионах.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  • Отправить в