Эстетика Индии — одна из древнейших эстетических традиций. Проблемы искусства рассматривались в рамках таких философских теорий, как Веданта и Санкхья.
Ранние эстетические трактаты не дошли до наших дней. О них мы можем судить по ссылкам в работах более позднего периода.
Основные проблемы, которые рассматривались в эстетических произведениях древнего периода (VIII—VI вв. до н. э.), касались вопросов специфики искусства, а также, особенностей эстетического восприятия.
В этот период в Индии уже было развито:
- профессиональное искусство,
- пение,
- танцы,
- архитектура,
- изобразительное искусство.
Это требовало теоретического осмысления, установление роли и специфики искусства в жизни общества.
Основными источниками эстетической мысли были упани-шады, в которых эстетические взгляды переплетены с философско-религиозными и эстетическими.
Важным для древнеиндийской эстетики является использование противоположных понятий для описания абсолюта (Бога), в частности, противопоставление «белый (светлый) — черный» в описаниях солнца — главного источника чувственного восприятия.
В центре упанишад — «учение о Брахмане». Брахман означает «высшее знание» или «блаженное освобождение».
Согласно упанишадам, Брахман — универсум, единое начало всего сущего.
Поэтому для мудрецов — авторов упанишад, не было ничего прекраснее Брахмана, представление о котором связывалось с величием и великолепием, со светом и цветами солнца, с сиянием месяца, с блеском драгоценностей, с журчанием реки и т. п.
Эстетика Индии зарождена Брахманом
Поэтому можно сказать, что в древнеиндийской эстетике источником и критерием прекрасного является Брахман.
Эстетика Индии и символика света упанишад оказали влияние на эстетику эпических поэм «Махабхараты» и «Рамаяны».
Основная тема «Рамаяны» — разлука Рамы и Ситы. В этом произведении внутреннее единство света и красоты вытекает из контекста описания «сверкающих» предметов, которыми любуются, а также из отождествления сияющего и прекрасного.
Одна из прекрасных вещей — Луна, «безмолвно изливая свет прекрасный», наполняет ночной ландшафт таинственной красотой. Придворные красавицы обязательно «лунолики», а, собравшись вместе, они — «созвездье». Описания дворцов сле-пят читателя алмазами, светящимся жемчугом, искрящимися изумрудами.
Световая поэтика «Рамаяны» опирается, конечно, на известные традиционные символы и идеи внутреннего источника красоты.
В «Рамаяне» подразумевается некая высшая божественная природа человека и других существ, их внутренний духовный мир.
Расписывая прекрасный мир, «Рамаяна» предполагает как бы двуединый источник блеска-красоты: божественно-небесный и внутри — духовный, что часто отождествляется в эстетическом контексте светозарности и огнежарности.
Одним из наиболее древних эстетических трактатов является «Натьяшастра», автором которого считается легендарный мудрец Бхарата.
Этот трактат датируется I веком нашей эры и имеет важное эстетическое значение. Одна из глав этого трактата впер-, вые в индийской эстетике ставит проблему эстетического восприятия или «расы» (так обозначается в трактате эстетическое восприятие).
В VIII в. н. э. формируется, так называемая, ранняя школа санскритской поэтики.
Именно с этого периода можно проследить развитие индийской эстетики, основываясь на письменных источниках.
Эта школа поэтики занималась, в основном, изучением изобразительных средств поэзии и проблемами стиля.
Представителями этого направления были Бхамаки, Дандин, а также их приемники — Ваману, Удбхата и Рудрату (VIII в. — первая половина IX в.). Ваману в своём трактате «Кавьяланкара-сутра» разрабатывал понятия стиля, пытаясь объединить поэтические приемы, изыски, их достоинства и недостатки.
Дандин в своих работах выделял 32 сравнения, достоинства и недостатка произведений. Под недостатками он понимал несоблюдение логических, грамматических или метрических законов.
В середине IX в. возникает, так называемая, «новая школа» (noviana), представители которой исследовали сущность и формы эстетического воздействия. Основателем этого направления был Анан-давардхана из Кашмира (середина IX в).
Анандавардхана считал, что стиль, поэтические фигу—рькесзъ. внешняя Форма про-. цзёёденйя искусства, а суть его «душа» — домысливается или дочувствуется читателем или зрителем, то есть проявляется в том, что не может быть непосредственно высказано словами.
Это внутреннее скрытое содержание, без которого нет истинного искусства, было названо Анандавардханом «дхвани» (dhvani), что означало «отзвук».
Он различал три вида «дхвани» определяемые:
- 1) поэтической фигурой,
- 2) смыслом,
- 3) настроением.
Теория дхвани была принята и развита многими последующими теоретиками Индии такими, как Маммата (XI в.), Вишва-натха, Видьятхара, Видьянатха (XIV в.)., Джаганнатха (XVII в.). Вместе с теориями «расы» доктрина «дхвани», определила главную линию развития индийской эстетики.
Теория «расы» (rasa) впервые была выдвинута, как отмечалось выше, в «Натьяшастре». Само слово «раса» буквально означает «вкус», но в поэтиках оно употребляется для обозначения настроения или, точнее, эстетического восприятия.
Автор «Натьяшастры» насчитывает 8 видов «расы» — это расы любви, комизма, сострадания, ужаса, героизма, страха, отвращения, удивления.
Говоря о возникновении «расы», комментаторы «Натьяшастры» отмечали, что человеку присущи такие основные эмоциональные комплексы, как чувство любви, страха, удивления, сострадания и т. д., которые находятся в подсознании. Однако эти чувства еще не могут считаться «расой». Только эмоции, вызванные эстетическим переживанием (явлениями эстетического характера) могут быть названы «расой».
Шаг вперед в понимании сущности «расы» сделал Абхинава-гупта. Он считал, что специфика эстетического восприятия состоит в его полном очищении от эгоистического, индивидуального начала практических желаний.
Концепция «расы» в том виде, в каком она изложена у Абхи-навагупты, была в основном принята почти всеми авторами более поздних поэтик.
Таким образом, можно сказать, что для мыслителей Древней и средневековой Индии были характерны высокий уровень теоретизирования, острая наблюдательность, глубокий интерес к проблемам искусства.
В санскритских поэтиках поднимался ряд эстетических проблем: о сущности творческого вдохновения, характере поэтического образа, целях и задачах искусства.