Об этом предупреждает новый отчет MIT Energy Initiative, который показывает, что электромобили «никогда не смогут достичь той же цены, если они будут полагаться на литий-ионные батареи», сообщает autoinstruction.ru.
Литий-ионные аккумуляторы являются основным источником питания большей части современной бытовой электроники. Однако, вероятно, пройдет еще одно десятилетие, прежде чем разница в общей стоимости владения автомобилями разных категорий исчезнет.
Выводы Массачусетского технологического института резко контрастируют с выводами других исследовательских групп, которые недавно заявили, что электромобили могут достичь паритета цен с автомобилями, работающими на ископаемом топливе, уже в ближайшие пять лет.
Согласно отчету Массачусетского технологического института, ценовой разрыв будет существовать гораздо дольше. Это «охладит» переход на автомобили с более низким уровнем выбросов. Это, в свою очередь, будет означать, что правительства должны увеличить субсидии или ввести более жесткие ограничения на автомобили с двигателями внутреннего сгорания, если мы хотим добиться целей по защите климата и сокращению загрязнения.
Транспорт является четвертым по величине загрязнителем в мире, поэтому его изменение является важной задачей в борьбе за более чистый воздух и сокращение выбросов парниковых газов. Но неуклонное снижение цен на литий-ионные аккумуляторы, питающие электромобили и составляющие около трети их общей стоимости, скорее всего, замедлится в ближайшие несколько лет. Это связано с ограничениями, установленными стоимостью сырья. Ряд отраслевых и академических исследователей прогнозируют, что к 2025 году или раньше стоимость литий-ионных аккумуляторов достигнет 100 долларов за кВтч. Многие с нетерпением ждут этого «волшебного числа» — момента, когда электромобили и автомобили, работающие на сжатом природном газе, достигнут паритета цен без субсидий. Ожидается, что это приведет к массовому проникновению электромобилей в повседневную жизнь.
Но достижение порога в 100 долларов за киловатт-час к 2030 году потребует, чтобы стоимость материалов для аккумуляторов оставалась неизменной в течение следующего десятилетия. В этот период ожидается резкий рост мирового спроса на литий-ионные аккумуляторы, отмечает MIT.
Другими словами, нелогично ожидать, что цена на литий-ионные системы упадет настолько, чтобы достичь 100 долларов за кВтч. Более вероятно, по данным Массачусетского технологического института, падение примерно до 124 долларов за киловатт-час. В этот момент «общая стоимость владения» для разных категорий автомобилей будет примерно одинаковой, принимая во внимание дополнительные затраты на топливо и техническое обслуживание автомобилей, работающих на КПГ (соответствующие кривые пересекаются в разных точках, в зависимости от местных цен на топливо и тип транспортного средства).
Тем не менее, покупная цена электромобиля останется на несколько тысяч долларов больше, чем у сопоставимого автомобиля, работающего на топливе. Хотя выравнивание общей стоимости владения является «серьезным шагом вперед для электромобилей», средний потребитель остается очень чувствительным к первоначальным затратам и к тому, что им приходится платить ежемесячно.
Дальнейшее снижение первоначальной стоимости автомобилей возможно при возможном снижении других производственных затрат, считают аналитики MIT. Однако откуда взялись такие сокращения, трудно сказать.
Фактор, о котором нельзя забывать, заключается в том, что с внедрением в повседневную жизнь большего количества электромобилей также возникнет необходимость полностью перестроить системы электроснабжения, на которые мы полагаемся сегодня.