...

Красная Армия. Советско-Китайский конфликт на КВЖД 1929 года

Конфликт на КВЖД – результат напряжённой обстановки, сложившийся вокруг этой стратегической магистрали. Это был не единственный локальный военный конфликт. В это время происходило становление Советского государства. СССР фактически находился в кольце враждебных стран, что приводило к периодической напряжённости на границах молодого государства.

СССР в период 20-х – 30-х годов

В конце 20-х годов экономика СССР начала восстанавливаться после тотальной разрухи, вызванной ужасной Гражданской войной, в ходе которой население бывшей Российской Империи с неслыханной яростью уничтожало собственную страну. Индустриализация, объявленная Советским правительством, позволила не только восстановить прежний промышленный потенциал, но и значительно превысить уровень промышленности, который существовал до революции.

По мере восстановления промышленных предприятий, руководство СССР получило возможность увеличить финансирование Армии и Флота, а так же начать модернизацию вооружённых сил. Был взят курс на механизацию и моторизацию Красной Армии. Впервые в мире были созданы механизированные корпуса – соединения, предназначенные для массированного применения новейшей техники – танков и бронемашин.

Испытывались и вводились в эксплуатацию новые образцы военной техники. Была проведена структурная реорганизация, взят курс на постепенную отмену территориально-милицейской системы и на переход к кадровой армии.

Конфликт на КВЖД. Предпосылки

КВЖД (Китайско-Восточная Железная Дорога) – стратегическая железнодорожная магистраль, проходящая через Манчжурию, являющуюся кратчайшим путём из Сибири к берегам Тихого океана (Жёлтое море). Она была построена в 1898-1903 году. До 1917 года являлась собственностью Российской империи, с 1924 года в совместном использовании СССР и Китая. Дорога в основном обслуживалась советским персоналом, численность которого составляла около 25 тысяч человек.

К концу 20-х годов в Китае, раздираемом гражданской войной, сложилась напряжённая политическая обстановка. Страна была разделена на две части – южную, с центром в городе Кантон. Здесь утвердилось правительство Гоминьдана во главе с Сунь Ятсеном. А так же северную, со столицей в городе Пекин. Здесь, в свою очередь, было своё правительство, зависящее от генералов-губернаторов северных провинций, расположенных от реки Янцзы до советской границы. На пекинское правительство сильное влияние оказывала Императорская Япония, враждебно относящаяся к молодому советскому государству.

В марте 1925 года, после смерти доктора Сунь Ятсена, его преемником становится генерал Чан Кайши. Он начал «Великий Северный поход», который преследовал цель объединить страну. К лету 1928 г. эта цель была достигнута, столица переведена в город Нанкин. Новое правительство Гоминьдана было признано всеми странами, в том числе и СССР. Однако Манчжурия, по территории которой проходила основная часть КВЖД, находилась под властью Чжан Сюэляна. Он старался проводить политику не зависимую от Нанкинского правительства, хотя формально и подчинялся ему.

Интересно:  Белая эмиграция — русская трагедия

Начало конфликта на КВЖД

С 1925 года начались провокации против советского персонала и служащих КВЖД, инициированные белоэмигрантскими кругами в Манчжурии. Таким образом, эмигрантские круги пытались подорвать советское влияние в Китае и Манчжурии. Активную помощь провокаторам оказывала Япония, а начиная с 1928 года и Нанкинское гоминдановское правительство, заинтересованное в том, чтобы прибрать к своим рукам КВЖД и доходы от её эксплуатации.

Подстрекаемые из Нанкина, силы Чжан Сюэляна начиная с конца 1928 года, начали прямые попытки захвата КВЖД. Начались аресты советских служащих, захваты административных зданий, депортации. Многие работники КВЖД были арестованы, и содержались в ужасных условиях, некоторые были казнены. Манчжурские военные и белоэмигрантские отряды захватывали объекты инфраструктуры, отовсюду изгоняя советский персонал и заменяя его китайскими чиновниками, или белоэмигрантами, из числа принявших китайское гражданство.

Началось массовое «выдавливание» русских из Манчжурии. Все ноты протеста, отправленные правительствам в Нанкин и Мукден, оставались без внимания. Провокации принимали все более наглый характер. Летом 1929 года китайская «гражданская администрация» начала фактический захват КВЖД. После обменами нотами протеста 20.07.1929 г. Нанкинское правительство обнародовало документ о разрыве дипотношений с Советским Союзом.

Перед началом боевых действий

В следующие недели части, как РККА, так и Китайской армии занимались активным маневрированием в приграничной зоне, конфликт на КВЖД дошел до накала. В район границы подходили дополнительные соединения Красной Армии, китайская группировка у советской границы так же усиливалась. Маньчжурскими частями и отрядами белоэмигрантов проводились неоднократные обстрелы советской территории и попытки прорыва отрядов на территорию СССР, для проведения разведывательно-диверсионных актов.

В начале августа 1929 г. образована Особая Дальневосточная Армия (ОДВА). Китайцами создаётся так называемая Мукденская армия, под командованием Чжан Сюэляна. Она насчитывала более 300 тысяч человек. Кроме того, у границ Советского Союза находились отряды белоэмигрантов общей численностью приблизительно 70 тысяч военнослужащих и Сунгарийская военная флотилия.

Мукденская армия и её приспешники были сосредоточены на двух направлениях. На Забайкальском направлении (54тысячи человек, 107 пулемётов, 170 орудий и бомбомётов, 2 бронепоезда). На Приморском направлении (63 тысяч человек, 200 пулемётов, 330 орудий и бомбомётов). Кроме того, шеститысячная группировка была развёрнута на Сунгарийском направлении и пятитысячная на Благовещенском.

Интересно:  Крымское ханство. От образования до присоединения к России

Войска ОДВА насчитывали 16481 человек и 9 танков, но были гораздо лучше организованы и вооружены.

Сунгарийская наступательная операция

Советское командование прекрасно осознавало опасность численного превосходства противника. Оно понимало, что мирным путем конфликт на КВЖД не решить. Поэтому было принято решение приступить к наступательной операции до того, как противник соберётся с силами. Была выпущена специальная директива, в которой указывалось, что советская сторона не располагает никакими территориальными притязаниями, намеревается только разгромить войска Маньчжурских милитаристов и освободить захваченных граждан СССР. Особый упор был сделан на то, что гражданские объекты не будут подвергнуты нападению.

12 октября начались боевые действия. Огневая поддержка артиллерии, подавившей китайские береговые батареи, авиации, нанёсшей удар по кораблям китайской Сунгарийской флотилии, вынудили их отступить вверх по реке. Части 2-й стрелковой дивизии ОДВА переправились через реку Сунгари и овладели городом Тунцзян. Они захватили военные склады с огромными запасами продовольствия и военного имущества, а затем отошли на свою территорию.

30.10 – 03.11.1929 года, в 60-ти километрах выше по течению Сунгари, проводится Фугдинская операция – это второй этап Сунгарийской наступательной операции. В её результате была уничтожена китайская флотилия и захвачен город Фугдин, который был занят частями РККА до 3 ноября, после чего войска возвратились на свою территорию.

Маньчжуро-Чжалайнорская операция

Основные боевые действия развернулись на Забайкальском участке фронта. Наступление Красной Армии было нацелено на два укрепрайона с центрами в городах Маньчжурия и Чжалайнор, где китайцы построили достаточно мощные укрепления. Началось наступление ночью 17.11.1929 года в 20 градусный мороз. Оперативное соединение под командованием Фролова перешло границу с Китаем, продвинулось вглубь китайской территории на 30 километров, и захватило пункт Беляно в 10 километрах южнее города Манчжурия.

Группе удалось захватить господствующие высоты и блокировать дороги на южном и западном направлении. Одновременно к городу с северного направления подошла оперативная группа Стрельцова. Замкнул окружение подошедший к городу с востока 106-й полк РККА, а Бурятская кавалерийская группа перерезала железную дорогу у Чжайланора.

Таким образом, гарнизон Манчжурии не мог ни отступить не получить подкрепление. После окружения города, авиация СССР нанесла внезапный удар по дислокации военных в городе и по крепости Любенсянь. Пользуясь замешательством противника в результате авианалёта, части РККА ворвались на северные окраины города. Ночью с 17 на 18 ноября китайцы предприняли отчаянную попытку вырваться из окружённого города. Однако спешно переброшенные на грузовиках в район Беляно части, отбросили противника назад.

Интересно:  Белая армия: её трагедия, история создания и гибели

Наступление на Чжайланор

18 ноября части РККА (5-я Кубанская кавалерийская бригада под командованием будущего Маршала СССР К.К. Рокоссовского и 36-я Забайкальская дивизия), переправившись по замёрзшей реке Аргунь, начали наступление на Чжайланор. В этот же день подразделения 35-й и 36-й дивизий, при активной поддержке авиации и танков МС-1, взяли город Чжайланор.

Несмотря на ожесточённое сопротивление китайского гарнизона и на хорошо подготовленную инженерную оборону, РККА удалось взять город раньше, чем к нему подошли подкрепления Мукденской армии. 19 ноября укрепления китайцев южнее и юго-западнее Чжайланора были взяты за несколько часов. Утром 20 ноября окружённым китайским войскам в Манчжурии был предъявлен ультиматум. Город был взят войсками Красной Армии.

В боях за Манчжурию и Чжайланор части ОДВА разгромили несколько соединений Мукденской армии и захватили огромные трофеи – артиллерийские орудия, бронепоезда. В плен вместе со штабом сдался командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжу-цзян и вместе с ним больше 250 старших офицеров Мукденской армии. Китайцы потеряли около 2000 человек убитыми и более 10000 пленными. Красная Армия потеряла 123 убитыми и 600 ранеными.

Мирные переговоры – Хабаровский протокол

21 ноября советским властям было передано послание китайского поверенного по иностранным делам Цай Юньшена. В нем говорилось, что он имеет полномочия от мукденского и нанкинского правительства начать немедленные мирные переговоры с СССР. Китайской стороне 22 ноября был передан ответ советского правительства, В нём говорилось, что Советский Союз готов принять участие в мирном урегулировании, но считает неприемлемыми прежние условия, которые были оглашены 29 августа.

Переговоры могут начаться только после того, как будет восстановлен статус КВО на КВЖД. На основании Мукденского и Пекинского договоров 1924 года, восстановлен в должности советский управляющий и освобождены все арестованные советские граждане. Чжан Сюэлян согласился со всеми условиями и 22 декабря был подписан Хабаровский протокол, по нему КВЖД снова была признана советско-китайским предприятием.

В 1931 году в связи с оккупацией Манчжурии японской армией и участившимися провокациями, все права на КВЖД были проданы марионеточному правительству Манчжоу Го.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Adblock
detector
Оптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.